С чего начинать работу? - спрашивают молодые вожатые.
Из бесед с опытными педагогами видно, что начинать надо с напарников. Следует оговорить перспективы жизнедеятельности отряда, в котором предстоит работать, прийти к общему мнению. Это важно сделать вначале, т.к. в ходе смены времени практически не будет, а возникшие трения сразу увидят дети. Это может расколоть отряд на части, вылиться в конфликт между педагогами и в результате вся работа будет сведена на «нет».
Воспитательное воздействие предполагает определенные нормы и обязательные требования. Вожатым всего лагеря, и не только напарникам по отряду следует также прийти к единому мнению: какие нормы и требования педагог лагеря будет предъявлять детям?
Для чего это надо? Чтобы не было расхождений в обращении к детям к форме общения, поведения в столовой и т.д.
Ведь во время первого отрядного разговора вожатые объявляют детям ранее обговоренные требования, прежде рассказав о том, какие ждут перспективы, которые осуществятся, если эти требования будут выполнены. Они должны быть понятными. У детей не должно быть сомнений, что выполнение их будет во благо им. Поэтому обязательно разъясняется, почему именно таковы требования, и что может быть, если они не будут приняты.
Здесь же говорится и о бытовых проблемах: уборке палат, территории; тихом часе, отсутствии в отряде, посещении травмоопасных мест и т.д. Следовательно, детям должно быть понятно, что педагоги сознательно берут ответственность за их жизнь и здоровье.
Вожатым следует заранее составить план разнообразной деятельности детей в первые дни смены.
Выяснив возможности и способности друг друга, педагоги определяют и распределяют между собой обязанности на время, когда
- весь отряд организует для лагеря коллективное творческое дело;
- отряд готовит муз. конкурсы;
- отряд репетирует
- отряд выходит на прогулку или мероприятие за территорию
- отряд участвует в спортивных мероприятиях
Все вышесказанное может получиться, если вожатые всегда будут помнить о детях как о личностях. Ведь доминирующая потребность подростков - быть личностью. Они хотят быть лучше, красивее, умнее. Они не откажутся, чтобы их хвалили, заботились, защищали.
В лагере они хотят праздника, и можно понять почему. Ведь в лагере каждый ребенок ждет нового, необычного, радостного. И уже с первых минут в лагере вожатые могут приготовить им сюрпризы (необычно украшенный вход в корпус, на двери каждой комнаты - свое неформальное приветствие).